Филлипова Любовь Михайловна
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
Константин Дмитриевич Ушинский
Добрый день! Спасибо, что заглянули на мою страницу...
Меня зовут Филлипова Любовь Михайловна,
воспитатель разновозрастной группы детского сада "Солнышко" с. Малая Сердоба.
Работа в разновозрастной группе детского сада
В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости,самостоятельности.
Особое значение приобретает пример старших для младших. Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Работа в таких группах требует от воспитателя большого такта и мастерства, знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу.
Воспитательная работа в наших группах строится на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста. В целях рационального построения педагогического процесса надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две – три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно–образовательную работу. Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала.
- При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни.
- Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий, их последовательности, о сочетании занятий.
- Правильно предусмотреть, какие занятия и с кем следует проводить.
- Необходимо стремиться к выполнению общих рекомендаций о том, что первыми следует проводить занятия, требующие большого умственного напряжения (математика, грамота), а после них занятия продуктивного или музыкально – двигательного характера.
В место занятий со всеми детьми первыми иногда надо планировать утром занятия только для старших. Младшие дети в это время могут играть.
Общим занятием для всей группы в такие дни будет второе. Это позволяет воспитателю наиболее трудный материал, для старших детей, дать вначале. Важно это и потому, что стремление всегда первыми предусматривать общие занятия неизбежно приводит к отбору наиболее простых, доступных и малышам содержания и форм организации обучения и деятельности. Старшие же дети, как правило, вынуждены повторять знакомое (что приводит к невыполнению программы и слабой подготовке к школе).
В нашей старшей группе три возрастные подгруппы: младшая, старшая и подготовительная.
Занятия планируются в полном соответствии с требованиями программы для детей каждого года жизни.
Занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим проводим со всеми детьми сразу. Занятия по математике – с каждой подгруппой отдельно. Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное и физкультурное проводим тоже совместно, но с подбором материала, который соответствует каждому возрасту. Количество занятий в день и неделю сохраняется. Но даже если и выпускается одно занятие, то это не мешает выполнению программы ввиду того, что в условиях смешанной группы малыши много получают благодаря общению со старшими и развиваются лучше, чем их сверстники из одновозрастной группы.
Мы пробовали проводить общие занятия по математике. Но, как мы выяснили, такие занятия мало, что дают детям, и они устают на них гораздо больше, чем на занятиях по подгруппам. При таком распределении занятий в нашей группе обеспечиваются все разделы обучения.
Рекомендуется, что общение старших и младших детей должно быть эпизодическим и восприниматься как яркое событие. Мы себе этого позволить не можем. Но наряду с этим общение в разновозрастной группе дает детям много полезного, поскольку приближены к ситуации многодетной семьи.
Старшие дети становятся образцом для подражания. Важные культурно – гигиенические навыки осваиваются малышами в несколько раз быстрее под влиянием старших детей.
Старшие и младшие не вступают в сопернические отношения между собой, место ребенка в группе уже определено возрастом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграма