Меню

Морозова Елена Всеволодовна

 


 


 

титульник

 


 

Творческая копилка       Проекты       Консультации

 


Нестандартное оборудование       Видеозарисовки




Добрый день!

Я, Морозова Елена Всеволодовна, музыкальный руководитель детского сада "Солнышко" с. Малая Сердоба, первая квалификационная категория, стаж работы в должности 38 лет и все эти годы я посвятила музыке и детям.

 

    Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность,

    умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно

    этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто

    поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия

    "ритм", "тембр", "жанр". Я воспитываю разносторонне развитую 

    личность,  умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить 

    в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое

    позитивное, яркое и жизнеутверждающее. 

    Работая с детьми, я ипользую на занятиях различные методические

    приемы. что позволяет  заинтересовать  и увлечь их, способствует

    развитию детского творчества, раскрытию музыкальных

    способностей каждого ребёнка.

    При разучивании плясок, танцев, хороводов и т. д., стараюсь

    добиваться эмоциональности и  выразительности движений,

    жестов, мимики. Для всестороннего развития и результативности

    на занятиях применяю пальчиковые игры, логоритмику,

    дидактические игры.  

    Обучая детей игре на музыкальных инструментах, использую

    также нестандартное оборудование. Большое внимание в работе

    я уделяю разделу слушания классической музыки, учу детей

    слушать и понимать её. 

    Ребята знакомятся с лучшими произведениями русских, 

    советских и зарубежных композиторов. В результате

    этой работы, мною  разработан и осуществлён проект по

    творчеству П.И.Чайковского ("Детский альбом")

    При проведении праздников, досугов и развлечений активное участие

    принимают родители наших воспитанников, что положительно

    сказывается на взаимоотношениях взрослого и ребёнка: повышается

    активность детей, стимулируется их творческая деятельность,

    у детей появляется гордость за своих мам и пап.

    И я уверена, что музыкальные занятия, утренники, развлечения

    в детском саду оставляют неизгладимый след в памяти дошкольников

    и способствуют наиболее яркому восприятию окружающей

    действительности. 

 

 


 

 

«Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста как средство выражения индивидуальных особенностей каждого ребенка».

 

1. Общая характеристика музыкально-ритмических движений

 

Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоция через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык ее понятен всем – и взрослым, и детям, он интернационален.

В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а также некоторые психические расстройства. Эта проблема беспокоит не только медицинских работников, но и воспитателей, и тем более нас, музыкальных руководителей детских садов. Оптимальным решением данной проблемы я считаю занятие музыкально-ритмической деятельностью. Потому как музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание музыкально-ритмическому воспитанию. Для того, чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам. 

движения

Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности. Наиболее продуктивной я считаю выбранную мной классификацию музыкально-ритмической деятельности детей. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, т.к. ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.

Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творческому. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически и эмоционально точно.


танцыПсихолог Теплов Б.М. 

определяе музыкально-

ритмическое чувство

как «способность       

активно переживать

 музыку и вследствие  

этого тонко               

   чувствовать              

эмоциональную          

выразительность      

 временного  хода        

музыкального             

движения».                

 Движение помогает 

полнее воспринимать 

музыкальное               

произведение,             

которое в свою          

очередь придает        

движению  особую выразительность.  В этом взаимодействии музыка  занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством  выражения  художественных образов.  

Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем жизнерадостности.

В свое работе при разучивании музыкально-ритмических движений с детьми я всегда использую подговорки. Использование поговорок способствует более успешному усвоению танцевальных движений.

По своей форме и содержанию они напоминают малые жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, приговорки, в которых в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название.

В подговорках «исходным моментом» является чёткая, выразительная речь. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребёнка зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности.

Подговорки - удобный материал для решения этой задачи.

Они образны, музыкальны, ритмичны.

Одни из них включают в себя название танцевального движения, например:

«ГАРМОШКА»                 гармошка

Я «Гармошечку» 

    танцую

Раз, Два, Три, Четыре, 

    Пять  

Пою песню заводную

Выходи ко мне плясать!

«КОВЫРЯЛОЧКА»

Ставлю ножку 

    на носок,

А потом на пятку                          

И три раза постучу,

Глядя на ребяток

Ковырялочку, ребята                

Я хочу вам показать

Вы попробуйте за мною

Все движения 

     повторять.

 

 

 Другие отражают  технику исполнения танцевального 

движения, например:       

 

шаг польки

 

          «ШАГ ПОЛЬКИ»             

 Все девчонки  и  мальчишки

 Очень рады поплясать

 Скок-пробежка,  скок-пробежка,

 Будем польку  танцевать.

  

Применение подговорок в непринуждённой, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. 

Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях. 

Заниматься с детьми можно индивидуально, подгруппами и всей группой. 

Материал  использую на всех этапах работы: 

-        знакомство с танцевальными движениями 

-        разучивание, отработка, повторение и закрепление танцевальных
 движений. 

-        художественная, творческая деятельность самих детей.

 

В группах младшего возраста текст подговорки читаю сама, а движения выполняют дети. 

В средней группе осуществляется совместная творческая деятельность. 

В группах старшего возраста, используя подговорку, дети самостоятельно выполняют танцевальные движения. Иногда пользуюсь методами косвенного руководства. 

В процессе работы обращаю внимание на чёткость, выразительность,
эмоциональность произношения текста, что в
подговорки свою очередь влияет на характер, качество выполнения движений.
 

Слежу за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движений. 

Необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений. 

Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передаётся с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз, и.т.д. 

Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные природные способности, произношу текст подговорки и соответственно выполняю движения в разном темпе. Одни дети - в более сдержанном темпе, другие - в подвижном. 

 

Стремлюсь к тому, чтобы постепенно все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе. 

Во время исполнения движений использую ударные инструменты или шумовые эффекты, которые украсят движение. 

шумовые

В работе над текстом подговорок и качественным выполнением танцевальных движений использую и другие частные методики: развития речи, физического воспитания, что способствует комплексному развитию личности. 

Основными принципами моей работы являются последовательность и систематичность.

  • принцип последовательности заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок с чередованием с отдыхом.
  • принцип систематичности. Музыкально - ритмические и танцевальные движения требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторения вариативно, то эффективность выше, т.к. они поддерживают интерес детей и вызывают положительные эмоции.
  • принцип доступности и индивидуализации   предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим - определение посильных для него заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий ребенка. одним из основных условий доступности является преемственность усложнения заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок имеет своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений. Задача состоит в том, чтобы развивать врожденные способности, задатки малыша.
  • принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.

На занятиях я стараюсь индивидуально подойти к раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Это помогает мне направлять деятельность ребенка в нужное русло и формировать мотивацию его действий. Работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности музыкально-ритмической деятельность развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка откроет для ребенка  богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

 

солнышко

2. Цели и задачи

    Занятия музыкально-ритмическими движениями позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание детей в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей, в ходе которого преследуются следующие цели и задачи:

Цель: Психофизическое развитие ребенка, формирование посредством музыкального и пластического искусства ритмических движений и гармоничного развития личности ребенка в целом.

Задачи:

1. Развитие музыкальности:

         ­– чувствовать настроение музыки, ее характер, содержание

         – развитие музыкального слуха, чувства ритма

         – развитие музыкальной памяти

2. Развитие двигательных качеств и умений:

         – ловкость, точность, координация движений

         – гибкость, пластичность

         – правильная осанка, красивая походка

         – ориентирование в пространстве

3. Развитие творческих способностей:

         – потребность самовыражения в движении

            под музыку

         – коммуникативные качества

         – творческое воображение и фантазия

         – импровизация

4. Развитие и тренировка психических процессов:

         – умение выражать эмоции в мимике и пантомимике

         – воспитывать внимание, волю, память, мышление 

3. Возрастные особенности. Методы и приемы.

     Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы, которых я придерживаюсь в процессе своей работы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучивается сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

     Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий помогает мне в успешном выполнении требований программы. 

   выразительность   

     Во время разучивания музыкально-ритмических заданий я использую    различные методические приемы, учитывая возрастные особенности детей: 

1. Выразительное исполнение музыки  

2. Целостный наглядно-слуховой показ 

3. Игровой приём

4. Импровизационный метод 

5. Метод релаксации

6. Концентрический метод 

     Основным методическим приемами, которым я пользуюсь, является  выразительное исполнение музыки. Музыка побуждает ребенка к движению.  Ему доставляет истинное наслаждение полное слияние с музыкой. От того,  как исполнено музыкальное произведение, зависит восприятие музыки и  понимание музыкального образа и в конечном итоге качество выполняемых  движений.

  Следующий важнейший прием обучения – целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Если я одна или в паре с воспитателем показываю движение, то одновременно подпеваю мелодию. В этом случае указание, объяснения следуют за показом или предваряют его. Главное состоит в том, чтобы показать игру или пляску в целом, а затем уже детализировать и уточнять отдельные элементы. Правильный показ движений, точные указания помогают ребенку технически правильно выполнять то или иное движение.



образы     На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста я часто использую игровой прием, который направляет внимание детей на восприятие характера музыки, улучшает выразительность исполнения движений, активизирует деятельность каждого ребенка. Это внесение игрушек, различных атрибутов и действия с ними («Мишка ходит в гости», «Пляска с куклой», «Игра с колокольчиками» и т.д.). Создавая игровую ситуацию («Игра в прятки», «Догонялки», пляска «Подружились» муз. Т. Вилькорейской и др.), я стараюсь вызвать у детей интерес к выполнению того или иного задания, что позволяет несколько раз повторять одно и то же движение с целью лучшего, качественного усвоения какого-либо двигательного навыка.
 

 Игровой приём

-придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму;

-облегчает процесс запоминания и освоения упражнений;

-повышает эмоциональный настрой;

-способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка 

 Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

Часто на занятиях я осуществляю индивидуальный подход к детям. Этот подход помогает мне оттачивать выразительность и слаженность движений у детей, застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного – более скромным и т.д. в работе я младшими дошкольниками я создаю условия, при которых каждый ребенок, воспринимая музыкальный образ, самостоятельно его передает, по-своему проявляет свое отношение к нему.

      Постепенно ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

      На музыкальных занятиях дети приобретают музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.

      Перед выполнением тех или иных движений я координирую и направляю действия детей. Поэтому они должны:

  • правильно занять исходное положение;
  • соблюдать координацию движений рук и ног;
  • следить за осанкой.

     На занятиях стараюсь добиваться не просто усвоения кого-либо движения, а качественного, выразительного его исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот, что является характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Во время разучивания музыкально-ритмических заданий я использую различные методические приемы, учитывая возрастные особенности детей.

     Музыкально-ритмические занятия провожу с применением различных                  структур:

1. Тематическое занятие

2. Сюжетное занятие

3. Игровое занятие

4. Импровизация

     Во время проведения занятий я стараюсь создать такие условия, при которых выполнение движений детьми становятся естественными, непринужденными, выразительными. На протяжении всей своей работы я считаю необходимым вырабатывать у детей активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере программной музыки. Дети не просто передают образ лисы, зайца, медведя и т.п. отдельными движениями, а умеют показать характер персонажа, наиболее яркие, своеобразные его повадки.

     С целью развития танцевальных импровизаций на занятиях я использую различного вида переплясы. Дети с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений. Конечно же, эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверенны. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Дети не очень решительно включаются в такие задания. Но к концу года, по результатам диагностики, многие могут достаточно выразительно передать в танце характер настроения, импровизировать пляску, используя знакомые движения народного танца, придумать свой вариант импровизации движений при инсценировании незнакомой песни.

 движение

    Кроме того, и что особенно важно, стараюсь научить каждого ребенка не механически подходить к выполнению таких заданий, не копировать движения своих товарищей, а действовать творчески, проявлять активность в нахождении новых вариантов, критически оценивая исполнение своих сверстников. С этой целью я использую индивидуальные занятия с детьми, которые провожу во второй половине дня (по 7-10 минут с каждым ребенком). Систематически приглашаю для индивидуальных занятий от 6 до 10 детей (по одному или небольшой группой).

Наиболее продуктивными я считаю такие  методические приемы, которые обращены на активизацию каждого ребенка в отдельности.

    К ним можно отнести:

  1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развитие способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.
  2. Использование в процессе занятий приемов, обращенных к каждому ребенку:
  • создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;
  • индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;
  • исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем, чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку;
  •  Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2-3 минуты) индивидуальных занятий.

     Эти методические приемы я использую для развития самостоятельности и творческих задатков дошкольников.  

  движение 

 

          4. Возрастные особенности детей

     В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.

      Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. При индивидуальном исполнении дети могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Дети ощущают смену частей музыки (особенности в двухчастной форме с контрастными настроениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.

     На четвертом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Дети способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов). Однако эти реакции еще не совершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.

общий

      Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжете, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его  характерным движением. Дети могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.

      Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

       Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деления на фразы, предложения, асимметричность построения. Дети воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнить движения, выразительно изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов. Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания зависят от общего физического развития, однако в большей мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.

 возраст

5. Перспективы развития.

       Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Поэтому, главной моей задачей является создание эмоционального настроя у детей во время занятий.           Отсюда вытекают следующие задачи, которые я ставлю перед собой, направленные на улучшение воспитательно-образовательного процесса:

  • художественное исполнение музыки, выразительный показ движений при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка – движение);
  • умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении;
  • стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.

 


 

 

 

 

 

 

Коллектив воспитателей "Вдохновение"

Праздничные утренники ко Дню матери

Воспитанники детского сада поздравили своих мам...

Научно- практическая конференция

Воспитатели приняли участие в обсуждении региональных проектов

Здравствуй, Осень!

В дестком саду проходят осенние праздники.

Ёжик в осеннем лесу

Осеннее развлечение для малышей