Морозова Елена Всеволодовна
Творческая копилка Проекты Консультации
Нестандартное оборудование Видеозарисовки
Добрый день!
Я, Морозова Елена Всеволодовна, музыкальный руководитель детского сада "Солнышко" с. Малая Сердоба, первая квалификационная категория, стаж работы в должности 38 лет и все эти годы я посвятила музыке и детям.
Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность,
умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно
этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто
поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия
"ритм", "тембр", "жанр". Я воспитываю разносторонне развитую
личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить
в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое
позитивное, яркое и жизнеутверждающее.
Работая с детьми, я ипользую на занятиях различные методические
приемы. что позволяет заинтересовать и увлечь их, способствует
развитию детского творчества, раскрытию музыкальных
способностей каждого ребёнка.
При разучивании плясок, танцев, хороводов и т. д., стараюсь
добиваться эмоциональности и выразительности движений,
жестов, мимики. Для всестороннего развития и результативности
на занятиях применяю пальчиковые игры, логоритмику,
дидактические игры.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, использую
также нестандартное оборудование. Большое внимание в работе
я уделяю разделу слушания классической музыки, учу детей
слушать и понимать её.
Ребята знакомятся с лучшими произведениями русских,
советских и зарубежных композиторов. В результате
этой работы, мною разработан и осуществлён проект по
творчеству П.И.Чайковского ("Детский альбом")
При проведении праздников, досугов и развлечений активное участие
принимают родители наших воспитанников, что положительно
сказывается на взаимоотношениях взрослого и ребёнка: повышается
активность детей, стимулируется их творческая деятельность,
у детей появляется гордость за своих мам и пап.
И я уверена, что музыкальные занятия, утренники, развлечения
в детском саду оставляют неизгладимый след в памяти дошкольников
и способствуют наиболее яркому восприятию окружающей
действительности.
«Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста как средство выражения индивидуальных особенностей каждого ребенка».
1. Общая характеристика музыкально-ритмических движений
Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоция через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык ее понятен всем – и взрослым, и детям, он интернационален.
В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а также некоторые психические расстройства. Эта проблема беспокоит не только медицинских работников, но и воспитателей, и тем более нас, музыкальных руководителей детских садов. Оптимальным решением данной проблемы я считаю занятие музыкально-ритмической деятельностью. Потому как музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание музыкально-ритмическому воспитанию. Для того, чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам.
Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности. Наиболее продуктивной я считаю выбранную мной классификацию музыкально-ритмической деятельности детей. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, т.к. ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.
Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творческому. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически и эмоционально точно.
Психолог Теплов Б.М.
определяе музыкально-
ритмическое чувство
как «способность
активно переживать
музыку и вследствие
этого тонко
чувствовать
эмоциональную
выразительность
временного хода
музыкального
движения».
Движение помогает
полнее воспринимать
музыкальное
произведение,
которое в свою
очередь придает
движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем жизнерадостности.
В свое работе при разучивании музыкально-ритмических движений с детьми я всегда использую подговорки. Использование поговорок способствует более успешному усвоению танцевальных движений.
По своей форме и содержанию они напоминают малые жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, приговорки, в которых в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название.
В подговорках «исходным моментом» является чёткая, выразительная речь. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребёнка зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности.
Подговорки - удобный материал для решения этой задачи.
Они образны, музыкальны, ритмичны.
Одни из них включают в себя название танцевального движения, например:
«ГАРМОШКА»
Я «Гармошечку»
танцую
Раз, Два, Три, Четыре,
Пять
Пою песню заводную
Выходи ко мне плясать!
«КОВЫРЯЛОЧКА»
Ставлю ножку
на носок,
А потом на пятку
И три раза постучу,
Глядя на ребяток
Ковырялочку, ребята
Я хочу вам показать
Вы попробуйте за мною
Все движения
повторять.
Другие отражают технику исполнения танцевального
движения, например:
«ШАГ ПОЛЬКИ»
Все девчонки и мальчишки
Очень рады поплясать
Скок-пробежка, скок-пробежка,
Будем польку танцевать.
Применение подговорок в непринуждённой, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.
Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях.
Заниматься с детьми можно индивидуально, подгруппами и всей группой.
Материал использую на всех этапах работы:
- знакомство с танцевальными движениями
- разучивание, отработка, повторение и закрепление танцевальных
движений.
- художественная, творческая деятельность самих детей.
В группах младшего возраста текст подговорки читаю сама, а движения выполняют дети.
В средней группе осуществляется совместная творческая деятельность.
В группах старшего возраста, используя подговорку, дети самостоятельно выполняют танцевальные движения. Иногда пользуюсь методами косвенного руководства.
В процессе работы обращаю внимание на чёткость, выразительность,
эмоциональность произношения текста, что в
свою очередь влияет на характер, качество выполнения движений.
Слежу за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движений.
Необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений.
Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передаётся с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз, и.т.д.
Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные природные способности, произношу текст подговорки и соответственно выполняю движения в разном темпе. Одни дети - в более сдержанном темпе, другие - в подвижном.
Стремлюсь к тому, чтобы постепенно все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе.
Во время исполнения движений использую ударные инструменты или шумовые эффекты, которые украсят движение.
В работе над текстом подговорок и качественным выполнением танцевальных движений использую и другие частные методики: развития речи, физического воспитания, что способствует комплексному развитию личности.
Основными принципами моей работы являются последовательность и систематичность.
- принцип последовательности заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок с чередованием с отдыхом.
- принцип систематичности. Музыкально - ритмические и танцевальные движения требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторения вариативно, то эффективность выше, т.к. они поддерживают интерес детей и вызывают положительные эмоции.
- принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим - определение посильных для него заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий ребенка. одним из основных условий доступности является преемственность усложнения заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок имеет своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений. Задача состоит в том, чтобы развивать врожденные способности, задатки малыша.
- принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
На занятиях я стараюсь индивидуально подойти к раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Это помогает мне направлять деятельность ребенка в нужное русло и формировать мотивацию его действий. Работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности музыкально-ритмической деятельность развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка откроет для ребенка богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.
2. Цели и задачи
Занятия музыкально-ритмическими движениями позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание детей в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей, в ходе которого преследуются следующие цели и задачи:
Цель: Психофизическое развитие ребенка, формирование посредством музыкального и пластического искусства ритмических движений и гармоничного развития личности ребенка в целом.
Задачи:
1. Развитие музыкальности:
– чувствовать настроение музыки, ее характер, содержание
– развитие музыкального слуха, чувства ритма
– развитие музыкальной памяти
2. Развитие двигательных качеств и умений:
– ловкость, точность, координация движений
– гибкость, пластичность
– правильная осанка, красивая походка
– ориентирование в пространстве
3. Развитие творческих способностей:
– потребность самовыражения в движении
под музыку
– коммуникативные качества
– творческое воображение и фантазия
– импровизация
4. Развитие и тренировка психических процессов:
– умение выражать эмоции в мимике и пантомимике
– воспитывать внимание, волю, память, мышление
3. Возрастные особенности. Методы и приемы.
Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы, которых я придерживаюсь в процессе своей работы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучивается сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.
Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий помогает мне в успешном выполнении требований программы.
Во время разучивания музыкально-ритмических заданий я использую различные методические приемы, учитывая возрастные особенности детей:
1. Выразительное исполнение музыки
2. Целостный наглядно-слуховой показ
3. Игровой приём
4. Импровизационный метод
5. Метод релаксации
6. Концентрический метод
Основным методическим приемами, которым я пользуюсь, является выразительное исполнение музыки. Музыка побуждает ребенка к движению. Ему доставляет истинное наслаждение полное слияние с музыкой. От того, как исполнено музыкальное произведение, зависит восприятие музыки и понимание музыкального образа и в конечном итоге качество выполняемых движений.
Следующий важнейший прием обучения – целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Если я одна или в паре с воспитателем показываю движение, то одновременно подпеваю мелодию. В этом случае указание, объяснения следуют за показом или предваряют его. Главное состоит в том, чтобы показать игру или пляску в целом, а затем уже детализировать и уточнять отдельные элементы. Правильный показ движений, точные указания помогают ребенку технически правильно выполнять то или иное движение.
На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста я часто использую игровой прием, который направляет внимание детей на восприятие характера музыки, улучшает выразительность исполнения движений, активизирует деятельность каждого ребенка. Это внесение игрушек, различных атрибутов и действия с ними («Мишка ходит в гости», «Пляска с куклой», «Игра с колокольчиками» и т.д.). Создавая игровую ситуацию («Игра в прятки», «Догонялки», пляска «Подружились» муз. Т. Вилькорейской и др.), я стараюсь вызвать у детей интерес к выполнению того или иного задания, что позволяет несколько раз повторять одно и то же движение с целью лучшего, качественного усвоения какого-либо двигательного навыка.
Игровой приём
-придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму;
-облегчает процесс запоминания и освоения упражнений;
-повышает эмоциональный настрой;
-способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка
Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.
Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.
Часто на занятиях я осуществляю индивидуальный подход к детям. Этот подход помогает мне оттачивать выразительность и слаженность движений у детей, застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного – более скромным и т.д. в работе я младшими дошкольниками я создаю условия, при которых каждый ребенок, воспринимая музыкальный образ, самостоятельно его передает, по-своему проявляет свое отношение к нему.
Постепенно ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
На музыкальных занятиях дети приобретают музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.
Перед выполнением тех или иных движений я координирую и направляю действия детей. Поэтому они должны:
- правильно занять исходное положение;
- соблюдать координацию движений рук и ног;
- следить за осанкой.
На занятиях стараюсь добиваться не просто усвоения кого-либо движения, а качественного, выразительного его исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот, что является характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Во время разучивания музыкально-ритмических заданий я использую различные методические приемы, учитывая возрастные особенности детей.
Музыкально-ритмические занятия провожу с применением различных структур:
1. Тематическое занятие
2. Сюжетное занятие
3. Игровое занятие
4. Импровизация
Во время проведения занятий я стараюсь создать такие условия, при которых выполнение движений детьми становятся естественными, непринужденными, выразительными. На протяжении всей своей работы я считаю необходимым вырабатывать у детей активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере программной музыки. Дети не просто передают образ лисы, зайца, медведя и т.п. отдельными движениями, а умеют показать характер персонажа, наиболее яркие, своеобразные его повадки.
С целью развития танцевальных импровизаций на занятиях я использую различного вида переплясы. Дети с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений. Конечно же, эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверенны. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Дети не очень решительно включаются в такие задания. Но к концу года, по результатам диагностики, многие могут достаточно выразительно передать в танце характер настроения, импровизировать пляску, используя знакомые движения народного танца, придумать свой вариант импровизации движений при инсценировании незнакомой песни.
Кроме того, и что особенно важно, стараюсь научить каждого ребенка не механически подходить к выполнению таких заданий, не копировать движения своих товарищей, а действовать творчески, проявлять активность в нахождении новых вариантов, критически оценивая исполнение своих сверстников. С этой целью я использую индивидуальные занятия с детьми, которые провожу во второй половине дня (по 7-10 минут с каждым ребенком). Систематически приглашаю для индивидуальных занятий от 6 до 10 детей (по одному или небольшой группой).
Наиболее продуктивными я считаю такие методические приемы, которые обращены на активизацию каждого ребенка в отдельности.
К ним можно отнести:
- Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развитие способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.
- Использование в процессе занятий приемов, обращенных к каждому ребенку:
- создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;
- индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;
- исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем, чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку;
- Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2-3 минуты) индивидуальных занятий.
Эти методические приемы я использую для развития самостоятельности и творческих задатков дошкольников.
4. Возрастные особенности детей
В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. При индивидуальном исполнении дети могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Дети ощущают смену частей музыки (особенности в двухчастной форме с контрастными настроениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.
На четвертом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Дети способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов). Однако эти реакции еще не совершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжете, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его характерным движением. Дети могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.
Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.
Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деления на фразы, предложения, асимметричность построения. Дети воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнить движения, выразительно изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов. Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания зависят от общего физического развития, однако в большей мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.
5. Перспективы развития.
Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Поэтому, главной моей задачей является создание эмоционального настроя у детей во время занятий. Отсюда вытекают следующие задачи, которые я ставлю перед собой, направленные на улучшение воспитательно-образовательного процесса:
- художественное исполнение музыки, выразительный показ движений при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка – движение);
- умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении;
- стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм