Меню

Ватлина Ирина Викторовна


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

(В.А.Сухомлинский)





 


Разновозрастная группа – это замечательные дети,  милые, добрые, умные, веселые. Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, ради того, чтобы они росли и развивались.

Разновозрастная группа – это отзывчивые родители. Они главные помощники в нашей работе и мы имза это очень благодарны.

Разновозрастная группа – это дружная семья. И как в любой дружной семье у нас есть свои традиции.

Разновозрастная группа – это живой организм, который дышит, чувствует, радуется, огорчается.

Разновозрастная группа - это уникальная система, которая обеспечивает уход, присмотр, питание,воспитание и оздоровление.


       Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.

       Гармоничные, правильные отношения индивидуальности и социума очень важны, крен в ту или иную сторону пагубен как для человека, так и для общества. Поэтому так важно не только создать условия для развития индивидуальности ребенка, но и воспитывать в нем уважение к другому человеку – не за какие-то особые достоинства, а просто потому, что он человек.

       Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. В два с половиной – три года наступает первый в его жизни кризис, связанный с осознанием собственного “Я”. Как непривычно и неожиданно для родителей звучат слова еще недавно такого послушного малыша: “Я сам”, “Я хочу”. Ребенок начинает ярко проявлять свой характер, свою волю. В то же время появляется потребность во взаимодействии с другими людьми. Поскольку ребенок учится всему через подражание (творческое повторение), очень важно для него получить в это время пример правильных социальных отношений.

       Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи, в зависимости от возраста, были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка.

 




       Потом, когда уже ушли в историю многодетные семьи, но еще не наступила телевизионная эпоха, люди часто собирались вместе с детьми разного возраста, и во время такого общения осуществлялось социальное воспитание. Были еще и разновозрастные детские компании во дворах.

       Современный ребенок чаще всего в семье один и первый опыт общения получает в детском саду. Причем в традиционных детских садах ребенок ходит в группу, где собраны дети одного возраста. Получается, что его круг общения, кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. В таких условиях воспитатель вынужден учить детей определенным нормам поведения, как с младшими, так и со старшими. А поскольку дети, общаясь в основном с ровесниками, не имеют возможности применить эти нормы на практике, они плохо усваиваются и ребенок, придя в школу, далеко не всегда хорошо адаптируется.





       Альтернативой традиционным одновозрастным группам, по нашему мнению, является разновозрастные группы. Разновозрастная группа – живой социальный организм, большая дружная семья. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии; дети растут, меняются: старшие уходят в школу, несмышленые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких.

       Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много  интересных игр ,  умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.





       Со временем ребенок постепенно осваивает все эти сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела . Ребенок становится “взрослым”, теперь уже он сам помогает воспитателю, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение – что очень важно! – созревает в самом ребенке. Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

       Старшие дети – наши активные помощники в течение всего дня. Им уже можно давать конкретные задания и требовать их выполнения. Например, убрать игровое место после свободной игры. В принципе к этой уборке мы привлекаем всех детей, но по-разному. Малыши трех с половиной – четырех лет участвуют в уборке, подражая воспитателю. Допустим, я ставлю игрушку на место и приговариваю: “Лошадка вернулась на свою полочку, ей надо отдохнуть, а рядом поставим тележку. А как там поживают наши котята – надо посмотреть. А где у нас живет эта птичка?” Малыши охотно сопровождают меня и на первых порах только смотрят, как я расставляю игрушки по местам. Четырёхлетних, пятилетних детей можно вовлечь в процесс уборки с помощью игры – сегодня они превращаются в трудолюбивых муравьев, завтра становятся шустрыми белочками, пчелами или веселыми кузнечиками и т.д.






       Однако и те и другие участвуют в уборке только до тех пор, пока у них сохраняется интерес к самому процессу. А вот для старших детей это работа, которую им надо довести до конца, и воспитатель должен проконтролировать это. Я всегда говорю старшим, довольна ли я их работой, а маленьких просто хвалю за усердие. Так старшие учатся быть снисходительными к тем, кто младше и слабее их.

       После прогулки старшие сервируют стол к обеду: отсчитывают нужное количество столовых приборов, наливают компот в чашки и аккуратно расставляют их. Малыши с удовольствием помогают, но главным в этой работе назначается старший ребенок, он отвечает за подготовку к обеду.
 В течение дня есть такие переходные моменты, когда нужно собраться вместе, успокоиться – к примеру, после свободной игры и уборки, перед сказкой, после прогулки и т.п. В таких случаях очень помогают небольшие игры: пальчиковые, жестовые, звуковые, игры-ожидания. И здесь старшие дети могут взять на себя роль ведущего. Важно подобрать такие игры, которые интересны всем ребятам, независимо от возраста.

       И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

       Скажем еще несколько слов о свободной игре, которая является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.

       Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр, или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев.

       Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем он показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

       Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.




                  «Мамин праздник».

 

                                            Есть в природе знак святой и вещий,

                                            Ярко  обозначенный в веках!

                                            Самая прекрасная из женщин-        

                                            Женщина с ребёнком на руках

                                            От любой напасти заклиная

                                            Ей-то уж добра не занимать!

                                            Нет, не Богоматерь, а земная,

                                            Гордая возвышенная мать.

 

    Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране,«День матери», занимает особое место. Этот праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность, заботу и ласку.

     В разновозрастной группе 25 ноября 2016 г. очень интересно прошло развлечение, посвященное «Дню Матери». Ребята приготовили для мам, бабушек подарок – весёлое солнышко.  Дети пели и рассказывали стихи для дорогих гостей.  Вместе с мамами ребята участвовали в различных конкурсах. Особенно запомнился детям и родителям конкурс «Помоги маме». А в завершении праздника для воспитанников и их матерей было организовано чаепитие.

     Хочется поблагодарить всех мам, за участие в празднике, за внимание к детям, за доставленное удовольствие и праздничное настроение.






                                                «Помоги птицам!»

      Под таким девизом в разновозрастной группе МБДОУ детский сад «Солнышко» проходит  акция по изготовлению кормушек для птиц.

      Как помочь птицам? Это не так сложно. Сделать кормушки из подручного материала или более основательные по силам каждого человека, повесить их на деревьях парка, сквера, насыпать корма (семечки, пшено, сало) и наблюдать, когда сядут птицы на ваши кормушки. Результат ваших стараний не заставит себя долго ждать! Птицы будут питаться на ваших кормушках постоянно до самой весны. Кормление птиц приносит удовольствие, душевное спокойствие, осознание того, что ты являешься частью природы и можешь помогать пернатым. Очень важно также приучать подрастающее поколение заботиться о братьях наших меньших. Ребенок, видя как взрослые проявляют заботу о птицах, растет добрым, сострадательным и отзывчивым человеком. Кто, если не мы, взрослые, будем подавать положительный пример нашим детям.

        Мы с детьми развесили много кормушек на территории детского сада. И каких только видов кормушек здесь ни увидишь: и настоящие маленькие домики, и пластиковые бутылки разных размеров. Ежедневно  дети приносят корм и на прогулке с удовольствием кормят пернатых.

       Зимующие птицы остаются с человеком на весь зимний период, так давайте поможем им перезимовать.

        Большая благодарность родителям принявшим участие в изготовлении кормушек!!!







«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».



                                                                                                                                                                                                  Не бойся сказок, бойся лжи.
                                                                                                                                                                                                   Сказка? Сказка не обманет.
                                                                                                                                                                                                    Ребёнку сказку расскажи –
                                                                                                                                                                                                    На свете правды больше станет.

                                                                                                                                                                                                                        Валентин Берестов

   Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

   Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

   По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

   У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.  В младшем возрасте детям нравятся простые русские народные сказки с незамысловатыми сюжетами.

   Детям 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют себя в виде  животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

  Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя» роли человеческих персонажей: идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

  В  своей работе я использую следующие формы работы  со сказкой:чтение,слушание,беседа,инсценировка,сочинение новых сказок,сказка – переделки,изготовление атрибутов к инсценировкам,элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, дидактические игры.

  Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот приём называем «сказочный винегрет». Например: берем  всем известную сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей: рассказать сказку с новым героем. Можно добавить неодушевлённый предмет, например: ковер-самолет.

  Хочу предложить  вашему вниманию ещё один приём работы со сказкой —  игру «Сказочные карты». Карты я изготавливаю с использованием картинок сказочных героев из детских книг, журналов, раскрасок и др. Детям раздаются на выбор 3-4 карты, на которых изображены сказочные герои, с помощью которых,  дети сочиняют свои сказки. Используя этот приём, можно развить у детей фантазию, мышление, память, терпение, а так же воспитывать трудолюбие, доброту, уважение к близким, сострадание, милосердие и др. А так же он содействует  развитию мотивационной  сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

  Еще одна из форм работы со сказкой — дидактические игры. Они не только способствуют  развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе я использую игры: «Будьте внимательны и найдите ошибки», «Кто лишний»,  «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам), «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету» , «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев),«Угадайте по губам, какого героя сказки я назову» и другие.

  Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы придумали и оформили « Сказки про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад.

  Я вижу свою задачу как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур.

  Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.






 


Экологический праздник в разновозрастной  группе
                            «Птички-невелички»

24 марта 2017 года в разновозрастной группе прошёл экологический праздник «Птички – невелички». Целью данного мероприятия было закрепить у детей знания о правилах поведения в природе, учить бережному отношению к окружающему миру и друг другу, доставить радость от участия в празднике.

Праздник открыли гости: Синичка и Воробей, которые попросили детей построить домики для их семей. Для этого команды должны были пройти сложные экологические испытания, а за каждое успешно выполненное  получат одну часть будущего домика. Эстафеты «Сбор мусора», «Посади деревце», «Потуши пожар» и др. преодолели легко.

Спортивный задор и желание добиться победы для своей команды захватывали детей настолько, что они не замечали происходящего вокруг. Все старались изо всех сил прийти к финишу первыми.

В зале царили смех, шум и веселье. Все были счастливы! А счастливые от восторга глаза детей – лучшая награда  организаторам праздника…

Соревнования стали настоящим праздником спорта и здоровья!

Ребята поняли: чтобы завоевать победу – мало быть просто физически сильным. Необходимо при этом обладать достаточной целеустремленностью, силой воли, быть организованным и собранным, ловким и находчивым.

Праздник получился захватывающим и забавным, оставил массу положительных эмоций и впечатлений, а дети приобрели множество полезных умений и навыков, которые непременно пригодятся для дальнейшей  взрослой жизни!

Коллектив воспитателей "Вдохновение"

Праздничные утренники ко Дню матери

Воспитанники детского сада поздравили своих мам...

Научно- практическая конференция

Воспитатели приняли участие в обсуждении региональных проектов

Здравствуй, Осень!

В дестком саду проходят осенние праздники.

Ёжик в осеннем лесу

Осеннее развлечение для малышей